Коррекционно-развивающее направление

Творческая группа:

Степанова О.Д. — учитель-логопед, руководитель творческой группы

Телеляева Ю.Ю. — учитель-дефектолог

Булычева И.Н. — учитель-логопед

Овсиенко В.Ф. — учитель-дефектолог

Хорошева Л.А. — педагог-психолог

Селягина Е.И. — воспитатель

Аликаева В.Е. — воспитатель

Мерлушкина И.В. — воспитатель

Тюина Ю.С. — воспитатель

Галиева А.С. — воспитатель

Кондратьева Г.А. — воспитатель

Самойлова М.Н. — воспитатель

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Впервые дети с ограниченными возможностями здоровья появились в детском саду в 1998 году. Детский сад стал работать как учреждение комбинированного вида для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. С каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и адаптированной образовательной программой для обучающихся с задержкой психического развития. Они составляются с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников и структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре на индивидуальных и фронтальных организованных видах деятельности, а также созданием единого речевого режима в детском саду.

Работа с детьми осуществляется в соответствии с планами реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, разработанными специалистами СП. Непрерывная организованная деятельность строится в игровой форме, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их. Создается игровой сюжет, который помогает детям усваивать программный материал.

В СП функционирует психолого-педагогический консилиум (ППК), что позволяет осуществлять комплексный подход в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Педагогический процесс строится на основе интегрированного подхода специалистов СП в коррекции психических процессов и развитии речи воспитанников. Суть его заключается в реализации одной лексической темы во взаимодействии всех специалистов, работающих с детьми. Взаимосвязь специалистов и педагогов фиксируется в тетрадях. Специалистами разработан план совместной коррекционно-развивающей работы. В результате такого подхода у детей увеличивается активный словарь, улучшается связная речь и ее качественные стороны.

Педагогом-психологом осуществляется комплексное психодиагностическое обследование детей. По результатам диагностики проводится цикл организованной деятельности, направленной на развитие основных психических процессов и личностных качеств.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителя и воспитателя.

Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными СанПиН.
Занятия по познавательному развитию и развитию речи проводятся воспитателем и учителем-логопедом (учителем — дефектологом) параллельно. Воспитатель организует работу с детьми с нормой (1 подгруппа), а специалист – с детьми с ТНР или ЗПР (2 подгруппа).

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Дети с ОВЗ одновременно со всеми участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, стараются не отставать от них, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов.

Дети с ОВЗ имеют возможность в нашем детском саду посещать творческие студии, спортивные секции и клубы. Дополнительное образование способствует коррекции психических процессов и речи, развитию социально-коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействию со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи и самостоятельности.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Педагоги применяют адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации деятельности. Имеются программы, методические разработки, наглядный материал, пособия для работы с детьми с ОВЗ. Большое разнообразие игр и игрушек способствует всестороннему развитию. Педагоги все чаще используют в своей работе электронные образовательные ресурсы. И воспитатели, и специалисты при организации образовательной деятельности и индивидуальной работы пользуются интерактивными досками и ноутбуками. Презентации, электронные игры, мультфильмы помогают привлечь внимание детей с ОВЗ, повысить мотивацию к познанию окружающего мира, развивать высшие психические функции и речь.

В детском саду оборудована темная сенсорная комната, в которой дети наблюдают за миганием огоньков, выполняют игровые упражнения со светящимися игрушками, рисуют песком на световом столе. Игры в темной сенсорной комнате вызывают множество эмоций, способствуют расслаблению мышечной системы, развивают социально-коммуникативные навыки.

С дошкольниками с особыми образовательными потребностями работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее специальное образование. Специалисты и воспитатели систематически проходят курсовую подготовку по коррекционно-развивающему направлению, участвуют в работе семинаров, вебинаров, работают над самообразованием. Это дает возможность вносить изменения в сложившуюся систему работы.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. К выпуску из детского сада у всех дошкольников снимается заключение, и они продолжают обучение в школе по массовой программе.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда структурного подразделения ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», специально организованная специалистами и педагогами просмотр видео

Для полноценного развития детей с ОВЗ необходимо создать определенные условия для коррекции и компенсации отклонений. Одним из условий является создание предметно-развивающей среды.

При создании развивающего пространства педагоги-дефектологи, учитель – логопед, педагог психолог учитывают все принципы построения предметно-развивающей среды. Среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Педагогическое пространство учителей-дефектологов направлено на развитие и коррекцию высших психических функций. Кабинеты оснащены методическим и дидактическим материалом, полифункциональным оборудованием.

Логопедический кабинет многофункционален, распределен на разные зоны, (зона артикуляции, речевая зона), которые находятся не только в кабинете логопеда, но и в групповом пространстве. Зоны оснащены игровым, дидактическим, речевым материалом, который помогает в решении коррекционных направлений работы: формирование правильного произношения, выработка артикуляционных навыков, постановка и автоматизация звуков, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие коммуникативных навыков, развитие общей и мелкой моторики. 

Рабочее пространство педагога — психолога состоит из двух рабочих зон (кабинет, сенсорная комната) что способствует реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Предметно-развивающая среда всех участников коррекционного блока меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Она, безусловно, всегда эстетичная, развивающая и разносторонняя, побуждающая детей к развитию.

Полезные Интернет-ресурсы коррекционно-развивающей направленности: Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми ЗПР: www.metod-kopilka.ru — Библиотека материалов для учителей от ООО «Инфоурок» http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-predposylki-razrabotki-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya — Научная статья Кудриной С.В. Системные предпосылки разработки электронных образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья http://festival.1september.ru/articles/619413/ — Статья Грицай Е.В. Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ – шаг в будущее дошкольного образования Электронные дидактические игры в коррекционной работе с детьми с ЗПР «Мизяка – Дизяка», электронные игры по методики А.В. Белошистой, созданные центром «Адалин» для детей 3-4 лет и старше, также игры для развития наглядно-образного мышления, видео-уроки «Уроки мудрой совы», развивающие игры «Страна фантазия», «Учимся говорить правильно», а также альбомы Мазановой Е.В. «Альбом по формированию словаря и грамматического строя».

Проектная деятельность

Информационно-исследовательский проект «Какие памятники есть в городе Чапаевске?» (учитель-дефектолог Телеляева Ю.Ю.) просмотр

Коррекционно-развивающая работа

«Формирование логического мышления у дошкольников с ЗПР с помощью игр-головоломок со счетными палочками» (учитель-дефектолог Овсиенко В.Ф.) просмотр
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи с детьми подготовительной группы по теме «Мама, папа, я – дружная семья» (учитель-логопед Степанова О.Д.) просмотр
VIII Всероссийский конкурс «Воспитатели России» номинация: «Лучший воспитатель-профессионал образовательной организации «Инклюзивное образование» (учитель-логопед Степанова О.Д.) просмотр видео
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ТНР с помощью игрового пособия «Звуковой будильник» (учитель-логопед Булычева И.Н.) просмотр
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе «В гости к гномику» (учитель-логопед Булычева И.Н.) просмотр видео
Квест-игра «Юные кладоискатели» (учитель-логопед Булычева И.Н.) просмотр видео