Бытует мнение о том, что развитие речи ребенка зависит от степени развития движений пальцев рук. Мой ребенок немного отстает в речевом развитии от сверстников. Как я могу ему помочь дома?
Отвечает учитель-логопед Булычёва Ирина Николаевна: В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных(двигательная речевая зона) и височных( сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже в 6 – месячном возрасте. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2 – 3 минуты ежедневно.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
— разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
— рвать на мелкие кусочки бумагу;
«ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки( по очереди);
— кистями рук делать «фонарики»;
— хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
— закручивать шурупы, гайки;
— играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
— складывать матрешки, играть с вкладышами;
— играть с песком, водой;
— рисовать мелом, гуашью, углем.