Почему мой ребенок не запоминает буквы и как можно с эти справиться?
Отвечает учитель-дефектолог Телеляева Юлия Юрьевна: Трудности в установлении связи между звуком и буквой, обусловленные недоразвитием зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти;
Затруднена ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве (не может правильно показать и назвать правую руку, левую ногу и т. п., сказать, что находится справа или слева от него);
Поздняя латерализация, когда у ребёнка не сформировалась ведущая роль одного из полушарий головного мозга, что и определяет ведущую роль конечностей, ведущий глаз, ведущее ухо;
Итак, уважаемые родители, если вы выяснили, какие особенности в развитии ребёнка мешают ему успешно запоминать буквы, можно приступать к занятиям.
Представляю вашему вниманию различные упражнения, задания, игры, направленные на коррекцию зрительно — пространственных представлений, внимания, памяти, учебной мотивации.
— Слова: слева, справа, влево, вправо, левее, правее должны отрабатываться постоянно, когда ребёнок берёт в руку ложку, кисточку, карандаш, откручивает или закручивает, и когда на улице видит различные предметы: дома, деревья, машины и т. д.
— Полезно, рассматривая иллюстрации в книгах, задавать вопросы на ориентировку: «Что (Кто) справа внизу, слева вверху, кто перед, кто за, кто между …. ( Сказки: «Репка», «Колобок», «Федорино горе») и т. д.
— Полезно, рассматривая иллюстрации в книгах, интересоваться у ребёнка, что нарисовано справа, что слева, вверху, впереди, сзади, между, над, под, около, за и т. д.
— Интересными и очень полезными для выработки ориентировки на плоскости листа в клетку являются графические диктанты, когда по словесной инструкции ребёнок изображает фигуру.
Полезно с ребёнком учить азбуку в стихах, например, С. Я Маршака, А. Шибаева и других авторов, чьи стихи запоминаются на всю жизнь, так как ложатся на лёгкую рифму и весёлое образное содержание.
Записав букву, обязательно свяжите её со звуком, укажите слова с этим звуком, а потом выучите с ребёнком 2-4 строчки стихов.
— Прописывание в воздухе букв указательным пальцем ведущей руки очень полезно, т. к. при этом идти пространственное конструирование по памяти, подкреплённое рукодвигательным образом, и при этом восстанавливается соответствие со слуховым образом.
-Очень хорошим подспорьем в работе являются моторные подкрепления зрительного образа букв, когда ребёнку предлагаются задания на ощупывания выпуклых букв.
Такая игра проводится большинством логопедов и называется «Волшебный мешочек» Внутрь мешочка помещаются буквы, а ребёнок, ощупывая выбранную букву, называет её и только потом вынимает. Когда навык будет выработан, хорошо дать для моторного восприятия и сравнительного анализа две похожие буквы, например: Н – П или Н – И; Б – В, эту игру можно назвать «Прятки, Как зовут меня, скажи».