Организация работы с детьми с ОВЗ

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

В Структурном подразделении ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик» созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Впервые дети с ограниченными возможностями здоровья появились в детском саду в 1998 году. Детский сад стал работать как учреждение комбинированного вида для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. С каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и адаптированной образовательной программой для обучающихся с задержкой психического развития. Они составляются с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников и структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре на индивидуальных и фронтальных организованных видах деятельности, а также созданием единого речевого режима в детском саду.
Работа с детьми осуществляется в соответствии с планами реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, разработанными специалистами СП. Непрерывная организованная деятельность строится в игровой форме, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их. Создается игровой сюжет, который помогает детям усваивать программный материал.
В СП функционирует психолого-педагогический консилиум (ППК), что позволяет осуществлять комплексный подход в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Педагогический процесс строится на основе интегрированного подхода специалистов СП в коррекции психических процессов и развитии речи воспитанников. Суть его заключается в реализации одной лексической темы во взаимодействии всех специалистов, работающих с детьми. Взаимосвязь специалистов и педагогов фиксируется в тетрадях. Специалистами разработан план совместной коррекционно-развивающей работы. В результате такого подхода у детей увеличивается активный словарь, улучшается связная речь и ее качественные стороны.
Педагогом-психологом осуществляется комплексное психодиагностическое обследование детей. По результатам диагностики проводится цикл организованной деятельности, направленной на развитие основных психических процессов и личностных качеств.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителя и воспитателя.
Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными СанПиН.
Занятия по познавательному развитию и развитию речи проводятся воспитателем и учителем-логопедом (учителем — дефектологом) параллельно. Воспитатель организует работу с детьми с нормой (1 подгруппа), а специалист – с детьми с ТНР или ЗПР (2 подгруппа).
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Дети с ОВЗ одновременно со всеми участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, стараются не отставать от них, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов.
Дети с ОВЗ имеют возможность в нашем детском саду посещать творческие студии, спортивные секции и клубы. Дополнительное образование способствует коррекции психических процессов и речи, развитию социально-коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействию со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи и самостоятельности.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Педагоги применяют адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации деятельности. Имеются программы, методические разработки, наглядный материал, пособия для работы с детьми с ОВЗ. Большое разнообразие игр и игрушек способствует всестороннему развитию. Педагоги все чаще используют в своей работе электронные образовательные ресурсы. И воспитатели, и специалисты при организации образовательной деятельности и индивидуальной работы пользуются интерактивными досками и ноутбуками. Презентации, электронные игры, мультфильмы помогают привлечь внимание детей с ОВЗ, повысить мотивацию к познанию окружающего мира, развивать высшие психические функции и речь.
В детском саду оборудована темная сенсорная комната, в которой дети наблюдают за миганием огоньков, выполняют игровые упражнения со светящимися игрушками, рисуют песком на световом столе. Игры в темной сенсорной комнате вызывают множество эмоций, способствуют расслаблению мышечной системы, развивают социально-коммуникативные навыки.
С дошкольниками с особыми образовательными потребностями работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее специальное образование. Специалисты и воспитатели систематически проходят курсовую подготовку по коррекционно-развивающему направлению, участвуют в работе семинаров, вебинаров, работают над самообразованием. Это дает возможность вносить изменения в сложившуюся систему работы.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. К выпуску из детского сада у всех дошкольников снимается заключение, и они продолжают обучение в школе по массовой программе.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ просмотр


Аннотации к рабочим программам образовательной деятельности:


Договоры с родителями:

Договоры о взаимодействии:


Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса:


Предметно-развивающая среда структурного подразделения ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», специально организованная специалистами и педагогами просмотр видео


График консультаций для родителей специалистов структурного подразделения ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик» смотреть

  • Телеляева Ю.Ю. — учитель-дефектолог
  • Овсиенко В.Ф. — учитель-дефектолог
  • Булычева И.Н.— учитель-логопед
  • Степанова О.Д. — учитель-логопед
  • Хорошева Л.А. — педагог-психолог

Коррекционно-развивающее направление — перейти на страницу