Вопросы логопеду

«Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушениями речи»

Отвечает учитель-логопед Телеляева Юлия Юрьевна.

  1. Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване. Помните, что основная деятельность детей — игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно отправиться в путешествие в Сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке-качалке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятия обязательно проявится.
  2. С детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимо заниматься каждый день. К занятиям по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже на развитие связной речи.
  3. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Длительность занятий без перерыва не должна превышать 15-20 минут. Через 15-20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время. Ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд ребенка блуждает, что он совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые игровые моменты, значит занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
  4. Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха — во второй половине дня.
  5. Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
  6. Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием ребенка — ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
  7. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.
  8. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
  9. Не употребляйте слово «не правильно»! Не «сюсюкайтесь»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».
  10. Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.
  11. Не забывайте поощрять ребенка! Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или куколка, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания. Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «не достаточно старался» и т.п. При выполнении заданий отмечайте для себя те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *