Организация работы с детьми с ОВЗ
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями
В Структурном подразделении ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик» созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Впервые дети с ограниченными возможностями здоровья появились в детском саду в 1998 году. Детский сад стал работать как учреждение комбинированного вида для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. С каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и адаптированной образовательной программой для обучающихся с задержкой психического развития. Они составляются с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников и структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре на индивидуальных и фронтальных организованных видах деятельности, а также созданием единого речевого режима в детском саду.
Работа с детьми осуществляется в соответствии с планами реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, разработанными специалистами СП. Непрерывная организованная деятельность строится в игровой форме, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их. Создается игровой сюжет, который помогает детям усваивать программный материал.
В СП функционирует психолого-педагогический консилиум (ППК), что позволяет осуществлять комплексный подход в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Педагогический процесс строится на основе интегрированного подхода специалистов СП в коррекции психических процессов и развитии речи воспитанников. Суть его заключается в реализации одной лексической темы во взаимодействии всех специалистов, работающих с детьми. Взаимосвязь специалистов и педагогов фиксируется в тетрадях. Специалистами разработан план совместной коррекционно-развивающей работы. В результате такого подхода у детей увеличивается активный словарь, улучшается связная речь и ее качественные стороны.
Педагогом-психологом осуществляется комплексное психодиагностическое обследование детей. По результатам диагностики проводится цикл организованной деятельности, направленной на развитие основных психических процессов и личностных качеств.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителя и воспитателя.
Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными СанПиН.
Занятия по познавательному развитию и развитию речи проводятся воспитателем и учителем-логопедом (учителем — дефектологом) параллельно. Воспитатель организует работу с детьми с нормой (1 подгруппа), а специалист – с детьми с ТНР или ЗПР (2 подгруппа).
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Дети с ОВЗ одновременно со всеми участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, стараются не отставать от них, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов.
Дети с ОВЗ имеют возможность в нашем детском саду посещать творческие студии, спортивные секции и клубы. Дополнительное образование способствует коррекции психических процессов и речи, развитию социально-коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействию со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи и самостоятельности.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Педагоги применяют адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации деятельности. Имеются программы, методические разработки, наглядный материал, пособия для работы с детьми с ОВЗ. Большое разнообразие игр и игрушек способствует всестороннему развитию. Педагоги все чаще используют в своей работе электронные образовательные ресурсы. И воспитатели, и специалисты при организации образовательной деятельности и индивидуальной работы пользуются интерактивными досками и ноутбуками. Презентации, электронные игры, мультфильмы помогают привлечь внимание детей с ОВЗ, повысить мотивацию к познанию окружающего мира, развивать высшие психические функции и речь.
В детском саду оборудована темная сенсорная комната, в которой дети наблюдают за миганием огоньков, выполняют игровые упражнения со светящимися игрушками, рисуют песком на световом столе. Игры в темной сенсорной комнате вызывают множество эмоций, способствуют расслаблению мышечной системы, развивают социально-коммуникативные навыки.
С дошкольниками с особыми образовательными потребностями работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее специальное образование. Специалисты и воспитатели систематически проходят курсовую подготовку по коррекционно-развивающему направлению, участвуют в работе семинаров, вебинаров, работают над самообразованием. Это дает возможность вносить изменения в сложившуюся систему работы.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. К выпуску из детского сада у всех дошкольников снимается заключение, и они продолжают обучение в школе по массовой программе.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
- Закон об образовании Самарской области
- Межведомственный комплексный план мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Самарской области инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 — 2030 годы
- Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области
- Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 671 «Об утверждении государственной программы Самарской области “Доступная среда в Самарской области на 2014-2025 гг.» (с изм. на 31.01.2019, в ред. постановления Правительства Самарской области № 32).
- Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 20.09.2019 № МО – 16-09-01/968ТУ «О направлении инструктивно-методического письма о порядке взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и специалистов образовательных организаций при осуществлении мониторинга учета рекомендаций ПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
- УСТАВ государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 13 городского округа Чапаевск Самарской области (новая редакция) от 19.08.19 года
- Изменения в Устав ГБОУ СОШ №13 г.о.Чапаевск
- Положение о структурных подразделениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск Самарской области
- Положение о порядке комплектования, приема, перевода и отчисления воспитанников структурных подразделений ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск Самарской области
- Правила приема обучающихся на обучение по образовательным программам дошкольного образования
- Положение об адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ структурных подразделений
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме структурных подразделений
- Положение о группах комбинированной направленности структурных подразделений
- Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов структурных подразделений
- Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО в структурных подразделений
- Положение о коррекционно-образовательном сопровождении воспитанников с ОВЗ
- Положение о порядке разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
- Положение о дополнительном образовании структурных подразделений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск Самарской области
- Приказ № 35/4 К о/д от 01.09.2023 о создании творческой группы в СП ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик» на 2023-2024 уч. год.
- Приказ № 35/3 К о/д от 01.09.2023г. о создании психолого-педагогического консилиума в СП ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик».
- Приказ №35/6 К о/д от 01.09.2023 об открытии спортивных секций, студий и клубов в СП ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ просмотр
Рабочие программы образовательной деятельности:
- Рабочая программа педагога-психолога Хорошевой Л.А.
- Рабочая программа учителя-логопеда Булычевой И.Н.
- Рабочая программа учителя-логопеда Архиповой И.В.
- Рабочая программа учителя-дефектолога Овсиенко В.Ф.
- Рабочая программа учителя-дефектолога Телеляевой Ю.Ю.
Договоры с родителями:
- ДОГОВОР между государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Самарской области средней общеобразовательной школой № 13 городского округа Чапаевск Самарской области и родителями (законными представителями)
- Заявление о зачислении на обучение по образовательным программам дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
- Заявление об организации специальных условий для получения образования и коррекционно-развивающее сопровождение по Адаптированной образовательной программе для обучающихся с ЗПР
- Дополнительное соглашение к договору об образовании по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
- Заявление об организации специальных условий для получения образования и коррекционно-развивающее сопровождение по Адаптированной образовательной программе для обучающихся с ТНР
Договоры о взаимодействии:
- Договор о взаимодействии с Государственным казенным учреждением Самарской области «Центр диагностики и консультирования Самарской области»
- Договор с Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Самарской области «Чапаевский ресурсный центр» г.о. Чапаевск
- Договор с Муниципальным бюджетным учреждением «Спортивные сооружения и спортивные клубы городского округа Чапаевск»
- Договор с МБУ ДО «Детская школа искусств №2 «Гармония» г.о. Чапаевск
- Договор с Муниципальным бюджетным учреждением «Ресурсный центр развития культуры, туризма и молодежной политики» городского округа Чапаевск
- Договор с Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центральная библиотечная система» г.о. Чапаевск
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса:
- ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан №25
- АНКЕТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОГО СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ОБЪЕКТА О ЕГО ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
- АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ № 25 объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности
Предметно-развивающая среда структурного подразделения ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», специально организованная специалистами и педагогами просмотр видео
График консультаций для родителей специалистов структурного подразделения ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик» смотреть
- Телеляева Ю.Ю. — учитель-дефектолог
- Овсиенко В.Ф. — учитель-дефектолог
- Булычева И.Н.— учитель-логопед
- Степанова О.Д. — учитель-логопед
- Хорошева Л.А. — педагог-психолог
Коррекционно-развивающее направление — перейти на страницу